Уч.пос. — Островский — ИМОС- 2011



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

Федеральное государственное

образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»

_________________________________________________________________

А. В. Островский

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ

И

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СВЯЗИ

Учебное пособие

СПб ГУТ )))

Санкт-Петербург

2011

УДК 621.39(09)(075.8)

ББК 3388 я73

О77

Рецензенты:

доктор технических наук, профессор А. А. Гоголь,

кандидат технических наук, профессор Л. М. Кочановский,

кандидат исторических наук, доцент В. И. Мосеев

Рекомендовано

редакционно-издательским советом СПбГУТ

в качестве учебного пособия

О77

Островский, А. В.

История мировой и отечественной связи : учебное пособие / А. В. Островский. – СПб. : Издательство СПбГУТ, 2011. – 312 с.

ISBN 978-5-89160-075-1

Предлагаемое учебное пособие представляет собой попытку дать общую картину возникновения и развития мировой и отечественной связи (почты, телеграфа, телефона, радио, телевидения и интернета).

Пособие предназначено для студентов, аспирантов и преподавателей технических вузов, а также для всех интересующихся историей науки и техники.

УДК 621.39(09)(075.8)

ББК 3388 я73

ISBN 978-5-89160-075-1 © Островский А. В., 2011

© Федеральное государственное

образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

университет телекоммуникаций

им. проф. М. А. Бонч-Бруевича», 2011

Оглавление

Введение…………………………………………………………………

4

Часть 1. История средств связи

Глава 1. Простейшие средства связи…………………………………

6

Глава 2. Почта………………………………………………………….

18

Глава 3. Телеграф………………………………………………………

31

Глава 4. Телефон………………………………………………………

50

Глава 5. Радио…………………………………………………………

66

Глава 6. Телевидение…………………………………………………

88

Глава 7. Интернет……………………………………………………..

105

Примечания к части 1……………………………………………

123

Часть 2. История отечественной связи

Глава 8. Почта…………………………………………………………..

152

Глава 9. Телеграф………………………………………………………

179

Глава 10. Телефон………………………………………………………

196

Глава 11. Радио…………………………………………………………

217

Глава 12. Телевидение…………………………………………………

236

Глава 13. Интернет……………………………………………………

251

Примечания ко части 2…………………………………………..

268

Заключение………………………………………………………………

304

Примечания к заключению…………………………………………….

310

Введение

Поразительная вещь.

Мы знаем, кто такой Максим Галкин и Владимир Винокур, на ком был женат Филипп Киркоров и чем занимается дочь Аллы Пугачевой. Знатоки литературы могут сказать даже, как звали лошадь Дон Кихота.

Но всякий ли, считающий себя образованным, человек назовет создателей телеграфа и телефона, радио и телевидения, транзистора и интегральных схем, компьютера и интернета?

Хотя именно этим людям мы обязаны тем, что во многом определяет нашу сегодняшнюю жизнь, что позволяет нам передвигаться по планете, осваивать просторы вселенной и глубины океана, поддерживать отношения друг с другом, приобщаться к духовной культуре и т.д.

В повседневной жизни мы не задумываемся о значении средств связи. Но оно становится очевидным в критические минуты.

Вот только один пример.

В ночь на 7 декабря 1941 г. в Вашингтоне стало известно, что через несколько часов Япония нанесет удар по американской военной базе Пирл-Харбор на Гавайских островах. В 6.28 туда ушла срочная радиотелеграмма. В 7.33 она была получена в городе Гонолулу, который находился в 10 км от Пирл-Харбора. А пока решался вопрос о доставке телеграммы, в 7.55 над американской авиабазой появились японские бомбардировщики. Пять тысяч американских солдат погибли, пропали без вести или же были ранены. Погибли и были выведены из строя около трехсот самолетов, более пятидесяти военных кораблей.

Этих жертв можно было избежать, если бы телеграмма из Вашингтона пришла в Пирл-Харбор своевременно.

История связи давно привлекает к себе внимание исследователей. Однако посвященная ей литература (как научная, так и научно-популярная) в буквальном смысле этого слова тонет в почти безбрежном море книг и статей, с которыми приходится иметь дело современному человеку.

Учитывая это, ректорат Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича ввел на всех факультетах специальный курс «История мировой и отечественной связи». Принимая такое решение, ректорат исходил из того, что будущие специалисты в области телекоммуникаций должны знать историю связи, особенно ее современное состояние.

Предлагаемое вашему вниманию учебное пособие состоит из двух частей: «История средств связи» и «История отечественной связи». В первой части рассматривается возникновение и развитие средств связи (почты, телеграфа, телефона, радио, телевидения, интернета), во второй – их использование в нашей стране.

На пути решения поставленной задачи существует целый ряд трудностей, важнейшей из которых является недостаточная изученность многих проблем истории отечественной связи. Подавляющее большинство публикаций по этой тематике имеет не научный, а научно-популярный характер.

В результате приходится сталкиваться с разнобоем в датировке событий, расхождениями в использовании цифрового материала, не всегда верно установленными научными приоритетами, мифотворчеством и т. д. Между тем ссылки на источники в научно-популярных изданиях чаще всего отсутствуют, поэтому определить происхождение и степень достоверности сведений, содержащихся в таких изданиях, трудно, а порой и невозможно.

И хотя при подготовке данного пособия не удалось обойтись без использования научно-популярных публикаций, предпочтение отдавалось тем книгам и статьям, которые вышли из-под пера специалистов или же получили положительную оценку в научной литературе.

Чтобы читатель имел возможность проверить фигурирующие в пособии фактические сведения, оно снабжено научно-справочным аппаратом, который содержит около двух тысяч ссылок на использованные автором материалы.

С особыми трудностями пришлось столкнуться при освещении современного состояния связи. И не только потому, что многие ее проблемы скрыты от наших глаз, а документы пока недоступны, но и потому что некоторые книги и статьи по этой проблематике отсутствуют даже в ведущих библиотеках страны.

В связи с этим пришлось обращаться к электронным версиям этих материалов, размещенных в интернете.

За помощь в работе над книгой считаю нужным выразить благодарность своим коллегам по кафедре И. И. Ивановой, Т. С. Комиссаровой, В. И. Мосееву, В. Н. Фролову и О. А. Яковлеву.

Часть 1

ИСТОРИЯ СРЕДСТВ СВЯЗИ

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Глава 1. Простейшие средства связи

1.1. Язык как средство связи

Все средства связи можно разделить на два вида: естественные и искусственные, а искусственные – на механические и электрические. Их возникновение и развитие является результатом возникновения и развития человеческого общества.

Обобщив наблюдения своих предшественников и опираясь на достижения современной ему науки, Владимир Иванович Вернадский (1863–1945) сформулировал следующую теорию функционирования жизни на Земле1.

Главным источником энергии, потребляемой биологическими орга-низмами на нашей планете, является Солнце. Достигая земной поверхности, солнечная энергия посредством фотосинтеза перерабатывается растениями в биологическую энергию и в таком виде аккумулируется ими. Растения служат пищей для травоядных животных, травоядные – для хищных. Колебания солнечной активности имеют своим следствием сокращение или же увеличение биомассы растений. В зависимости от этого сокращается или увеличивается численность животных.

Первоначально размножение людей полностью зависело от названной закономерности. С того момента, когда началось ее преодоление, можно датировать зарождение человеческого общества. Этот процесс был связан с формированием человека современного вида, выделением его из животного мира.

Нашим предком, по всей видимости, был дриопитек, обитавший в зоне тропиков и субтропиков несколько миллионов лет назад. Дриопитек жил на деревьях и питался растительной пищей. Позднее (по одним данным – 5 млн, по другим – 1 млн лет назад) сформировался тип первобытного человека, получивший название австралопитек. Он отличался от своего предшественника тем, что передвигался на двух конечностях, использовал в пищу мясо и был знаком с каменными орудиями.

Период использования каменных орудий получил название «каменного века». Каменный век подразделяют на три периода: палеолит (древний каменный век), мезолит (средний каменный век) и неолит (новый каменный век). В свою очередь палеолит подразделяют на три подпериода: ранний (нижний), средний и поздний (верхний).

По мнению специалистов, «для большей части ойкумены нижний палеолит закончился приблизительно 100 тыс. лет, средний палеолит: 45–40 тыс., верхний палеолит: 12–10 тыс., мезолит – не ранее 8 тыс. и неолит – не ранее 5 тыс. лет назад».

Особое значение для антропогенеза имело овладение человека огнем. С этого начался рост энерговооруженности людей, ослабление их зависимости от природы. Первоначально человек использовал огонь, который возникал в результате пожаров, затем, по некоторым сведениям, примерно 40 тыс. лет до н.э., научился получать его сам.

Ф. Энгельс писал, что овладение огнем «впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства». Действительно овладение огнем совпадает с завершением процесса антропогенеза.

Австралопитек имел мозг объемом до 600 куб. см , питекантроп – около 900 куб. см, неандерталец 1400 куб. см Примерно 40–30 тыс. лет назад сформировался современный тип человека, получивший название Homo sapiens, или «человек разумный». Объем его мозга был равен 1500 куб. см, что соответствует объему мозга современного человека.

Одна из особенностей человека заключается в том, что его деятельность определяется не только врожденными, но и приобретенными рефлексами. Причем приобретенные рефлексы играют в его жизни (в отличие от других животных) главную роль. По этой причине развитие человека во многом зависит от восприятия, переработки, хранения, накопления и передачи информации. А это значит, что история человеческого общества – в значительной степени история развития связи.

Слово «связь» в самом широком смысле означает общение или взаимодействие. Общение и взаимодействие характерны не только для человека, но и для других животных. Естественные средства связи очень часто обозначаются понятием «язык».

Язык – это «система знаков» или «система символов», с помощью которых передается информация. В этом отношении существует определенное сходство между звуковыми сигналами, которые используют для передачи информации человек и другие животные.

«Мы, – пишет один из авторов, – знаем, что зверь прекрасно понимает зверя», «что многие животные выражают определенные чувства одним и тем же криком. Курица может кричать на тысячу ладов: тревожно кудахча, она созывает цыплят, завидя хищника; ласково квохчет наседка, собирая цыплят для еды; совершенно иначе она кричит, словно заливаясь, снеся яйцо»; «по одному только лаю собаки или мяуканью кошки» человек без труда узнает, «что чувствует она в данный момент: боль или ярость, просит ли она есть или выпустить ее на двор».

С этим трудно не согласиться. Более того, в литературе накоплен большой материал, посвященный тому, что некоторые авторы называют «языком животных». Однако вопрос о применимости понятия «язык» к тем звуковым сигналам, которые используют животные как средство общения, является дискуссионным.

«Словом “язык”, – читаем мы в “Большой советской энциклопедии”, – нередко обозначают любое средство общения, любую передачу мысли посредством тех или иных символов или знаков. Поэтому говорят, например, о “языке” цветов, о “языке” красок, о “языке” жестов и даже о “языке” животных, поскольку известно, что животные способны передавать друг другу сигналы (предупреждение об опасности, призыв и т. д.), однако это лишь образное употребление слова язык, не соответствующее его точному научному содержанию».

В связи с этим посмотрим, что отличает язык человека от «языка» других животных. «Язык» животных является врожденным, человеческая речь – приобретенной, язык животных действует на уровне первой, человеческая речь – на уровне второй сигнальной системы. Иначе говоря, «язык» животных запрограммирован генетически и передается по наследству, человеческая речь приобретается в процессе общения.

Поэтому человек начинает говорить не сразу. Обычно первые слова он произносит к концу года. И если младенца лишить общения с другими людьми, у него не появится речь, более того, не получат развития человеческие психические функции. Вспомним повесть английского писателя Редьярда Джозефа Киплинга (1865–1936) «Маугли», главный герой которой – ребенок, выросший в волчьей стае, способен произносить только нечленораздельные звуки.

Из этого вытекает другая важная особенность. Если язык животных стабилен, человеческая речь находится в динамике. Иначе говоря, она может обогащаться, отражая растущий человеческий опыт.

С этим связана третья особенность человеческого языка. Издаваемые животными звуки несут информацию сами по себе. Это может быть сигнал об опасности, крик о помощи, сообщение о добыче. Отдельные звуки, издаваемые человеком, сами по себе никакой информации не несут. В то же время, оперируя, как и другие животные, несколькими десятками звуков, человек способен комбинировать бесконечное количество слов и, следовательно, передавать любую информацию.

Исходя из этого, можно сформулировать следующее определение: «Язык – это развивающаяся система знаков, которая, отражая процесс человеческого мышления, служит средством самовыражения и общения».

Если «язык животных» служит только для общения, язык человека, кроме того, позволяет накапливать и передавать жизненный опыт, накапливать и передавать знания об окружающем мире. Поэтому его возникновение означало возникновение одного из важнейших факторов развития общества – духовной культуры.

С учетом этого появление языка можно рассматривать как первую информационную революцию, которая знаменовала завершение процесса выделения человека из животного мира и начало развития человеческого общества.

Одним из общих показателей культурного уровня является словарный запас. Словарный запас свидетельствует о познаниях, эрудиции человека. «Словарь Вильяма Шекспира, – читаем мы в «Двенадцати стульях», – по подсчету исследователей составляет 12 тыс. слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов. Элочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью».

По имеющимся в литературе сведениям, некоторые племена Западной Африки даже в XIX в. использовали для общения 300–400 слов. Примерно таким же количеством слов обходились когда-то неграмотные английские крестьяне. Сейчас большинство взрослых людей способны понимать до 35 тыс. слов, но в повседневной жизни употребляют около 3500.

Поскольку человек является биологическим организмом, его функционирование зависит от потребления энергии и питательных веществ. А поскольку все, необходимое ему для существования, он добывает сам, то в основе развития общества лежит производство, распределение и потребление жизненных благ, т. е. экономика. В этой сфере до сих пор занята большая часть населения. Поэтому если история общества – это история всех живших и живущих на планете людей, а не только выдающихся личностей, она была и есть, прежде всего, историей экономики.

В развитии экономики можно выделить два этапа: для первого из них было характерно присваивающее хозяйство (охота, рыболовство, собира-тельство), для второго – хозяйство производящее (сельское хозяйство и промышленность).

Первая форма человеческой общности – это первобытное стадо. По мнению некоторых авторов, оно представляло собою своеобразную тасующуюся колоду, подобно стае птиц. Затем в процессе выделения человека из животного мира складывается родовая община, состоявшая из нескольких десятков человек и объединенная общим происхождением. Несколько родов составляли племя, насчитывавшее уже сотни человек. Более крупных коллективов на стадии производящего хозяйства не существовало.

Чтобы первобытный человек мог заниматься добычей пищи и иметь возможность обеспечивать себя продуктами, не нарушая процесса воспроизводства в растительном и животном мире, ему требовалось много земли. И хотя в разных регионах планеты этот показатель был разным, учеными установлено, что на стадии присваивающего хозяйства в среднем на человека требовалось не меньше одного – двух квадратных километров.

Следовательно, родовой коллектив, насчитывавший несколько десятков человек, должен был иметь в своем распоряжении несколько десятков квадратных километров, а племя, насчитывавшее несколько сот человек, – несколько сот квадратных километров.

Если представить территорию рода в виде круга, его радиус будет составлять несколько километров, если представить в виде круга территорию племени, его радиус составит несколько десятков километров. Следовательно, удаленность родовых поселков находилась в пределах нескольких часов ходьбы, удаленность племенных центров в пределах нескольких дней дороги.

Это значит, что отдельные родовые коллективы могли не только ежедневно общаться, но и сотрудничать друг с другом. Общение и сотрудничество между отдельными племенами ежедневным быть не могло.

Двум названным типам хозяйства (присваивающему и произво-дящему) соответствовали две стадии в развитии человеческого общества. На первой из них происходило расселение людей по планете, на второй – возрастание плотности населения и образование более крупных человеческих коллективов, чем племя: союзы племен (тысячи людей), полисы (десятки тысяч людей), государства (сотни тысяч и миллионы людей), империи (миллионы, десятки и сотни миллионов людей).

На первом этапе происходило возрастание не только численности населения, но и количества языков. Примером могут служить папуа Новой Гвинеи. В середине 1980-х гг. при численности всего лишь 3,2 млн чел. они имели до тысячи языков.

Второй этап характеризовался, с одной стороны, формированием более крупных человеческих коллективов, чем племя, с другой – гибелью одних и ассимиляцией других народов.

Сейчас существует около 5000 языков, которые распадаются на несколько языковых семей. Самыми большими из них являются две: индоевропейская (к ней принадлежит около половины населения планеты) и китайско-тибетская (почти четверть населения).

Уже в условиях первобытного строя возникла необходимость передачи информации от одного коллектива людей другому, для чего начали использовать гонцов. В Древней Греции гонцов называли гемеродромами, в Древнем Риме – сначала курсориусами, потом табеляриями.

Для этого средства связи было характерно то, что информация хранилась в памяти человека, перемещалась на расстояние с помощью ног и транслировалась с помощью голоса.

Велика ли была скорость такой передачи информации?

Когда в 490 г. до н. э. греки разбили в Марафонской долине персидское войско под командованием царя Дария, они направили в Афины с сообщением об этом гонца. Он без остановки пробежал несколько десятков километров и, принеся в Афины радостную весть, замертво свалился на землю.

После этого на Олимпийских играх было введено специальное состязание в спортивной ходьбе на дистанцию в 42 км 195 м, а сама эта ходьба получила название марафонской. Лучшие современные спортсмены преодолевают марафонскую дистанцию примерно за два часа, т. е. развивают скорость около 20 км/ч. Скорость передвижения гемеродромов достигала 10 км/ч.

Но иногда требовалось передать информацию быстрее, чем ее мог доставить даже самый физически выносливый гонец. Это приводит к возникновению механических средств связи, которые подразделяются на звуковые и визуальные.

1.2. Звуковые средства связи

Различается два вида звуковых средств связи: ударные и духовые.

Одним из самых простых звуковых средств является свист. По некоторым данным, его звук можно услышать за 2–3 км. Первоначально для этого человек использовал свои губы и пальцы. Затем он обнаружил, что такой же звук может издавать воздух, вырывающийся из любой узкой щели. Так появился свисток, который существует до сих пор. Вспомним полицейский свисток. С помощью свистка судья регулирует игру в футбол и некоторые другие спортивные игры. Свисток как сигнальный инструмент используется во флоте.

Когда-то на кораблях такую же роль играла дудка.

Еще в древности появился рог, с помощью которого первобытные люди подавали сигналы во время охоты.

Со временем охотничий рог превратился с пастушеский рожок. Пастушеский рожок я слышал в детстве в псковской деревне под городом Великие Луки. С его помощью пастух утром собирал деревенское стадо, а вечером подавал знак о том, что стадо возвращается домой.

Когда охота на зверей сменилась охотой на людей, охотничий рог превратился в военный горн (трубу). Кстати, слово «горн» происходит от немецкого «Horn – рог». С его помощью подавался сигнал сбора, отдавались команды.

Подобную роль в советское время играл пионерский горн.

В давние времена существовал также почтовый рожок, извещавший о прибытии пешей или конной почты.

Затем появился гудок – механическое устройство для подачи длительных, однотонных звуков. В свое время гудками были оснащены паровозы и пароходы. Вспомним слова песни – «чуть охрипший гудок парохода». Сейчас такие сигналы подают тепловозы, теплоходы, электрички.

Всем хорошо известен автомобильный и мотоциклетный клаксон, с помощью которого водитель предупреждает пешеходов о своем приближении.

Долгое время гудки использовались на фабриках и заводах. С их помощью подавался сигнал о начале и окончании рабочей смены. В середине 50-х гг. по гудку на кирпичном заводе города Великие Луки, многие в удаленной от города более чем на 5 км деревне Липец, где я тогда жил, узнавали время.

Подобный сигнал в виде сирены продолжает использоваться до сих пор.

Сирена – это «устройство для получения звуковых или ультразвуко-вых колебаний путем прерывания струи воздуха или пара». Можно назвать автомобильные сирены на пожарных машинах, машинах полиции и скорой помощи. Сирена – один из звуковых сигналов во флоте. В период Второй мировой войны подобным образом давался сигнал и отбой воздушной тревоги.

Наряду с духовыми еще в древности появились ударные инструмен-ты, из которых особое распространение получил барабан.

Древнейшим видом барабана был тамтам. Аборигены Африки, Америки и Австралии изготавливали его путем выжигания или выдалбливания внутренности ствола дерева. Такой барабан мог достигать в длину нескольких метров и издавать звук, разносившийся на несколько километров.

С помощью барабана родовые или племенные коллективы подавали знак сбора на ритуальные празднества, предупреждали друг друга о грозящей опасности,

Когда родовая община распалась на отдельные семьи и трансформировалась в соседскую или территориальную общину, родовой поселок превратился в деревню, состоявшую из нескольких крестьянских дворов, каждый из которых был обнесен забором. Поэтому о своем желании войти во двор человек должен был сообщать стуком в ворота или же в дверь дома.

Этим приемом мы пользуемся и сейчас, когда с помощью стука сообщаем о своем намерении войти в помещение или же просим разрешения на это. Позднее стук в дверь заменили электрический звонок и домофон.

Когда появился металл, было обнаружено, что удар одного металлического предмета по другому позволяет получить звук, который может быть сильнее и громче барабанных звуков.

Первые колокола стали отливать на Востоке. Самые древние из них обнаружены археологами на территории бывшей Ассирии и датируются серединой IX в. до н.э.. Первоначально металл представлял собою редкость, поэтому колокола были небольшими. Увеличение их размеров начинается в Европе примерно в IV–VI вв.

«Колокол, – говорится в Большой советской энциклопедии, – применялся для самых разнообразных целей: в праздничных шествиях, для приветствия победителей, возвещения начала и конца работы, созыва населения (вечевой колокол), сбора войска и объявления тревоги (набат), для полдачи сигналов заблудившимся и потерпевшим бедствие и т. п.».

С IX в. колокол прочно вошел в жизнь христианской церкви. С его помощью подается сигнал о службе. По колокольному звону можно определить, идет ли речь о заутреней или вечерней службе, Рождестве, Крещении или Пасхе.

Еще в древности у человека возникла необходимость измерять время. Сначала по годам, затем в рамках года по месяцам, неделям и дням, потом в течение суток. Так появились часы: солнечные, водяные, песочные. Именно песочные часы, когда-то использовались на кораблях. Для того чтобы команда корабля могла ориентироваться во времени, через определенное время звонил колокол. А поскольку песочные часы были стеклянными, появилось выражение: бить склянки.

На смену песочным часам пришли часы механические. О времени их изобретения можно встретить разные сведения. Однако самые ранние достоверные данные относятся только к 1335 г., когда подобные часы были установлены в Милане на башне Дворца виконта. Они не имели циферблата, и о времени с помощью колокола через каждый час подавался звуковой сигнал. Не случайно и английское слово часы – «clock», и французское «cloche», и древненемецкое «Glocke» означают «колокол».

Позднее появились часы, которые стали показывать время с помощью вращающихся стрелок.

Первоначально единственным образованным сословием было духовенство, образование имело церковный характер и в школах для подачи сигнала о начале и окончании занятий использовали колокольный звон.

Затем для школ стали изготавливать миниатюрные колокола – колокольчики, получившие название звонка. Школьный звонок существует до сих пор. Звонок регулирует учебные занятия в высших учебных заведениях.

Долгое время он использовался в богатых домах и в учреждениях. С его помощью хозяин дома вызывал слугу, начальник своего помощника или секретаря. В некоторых учреждениях с помощью звонка и сейчас подается сигнал о начале и окончании работы.

Из литературы нам известно, что когда-то колокольчики подвешивали под дугой. Вспомним слова романса: «И колокольчик – дар Валдая, звенит печально под дугой». Таким образом, с одной стороны, отпугивали хищных зверей, которыми тогда кишели леса, с другой стороны, сообщали о приближении кареты или саней.

Колокольчики или бубенчики привязывали к шеям коров. Бубенчик тоже должен был отпугивать хищников и облегчать поиск коровы, если бы она отбилась от стада.

Там где не было колокола, могли использовать простой кусок металла. Если мы откроем повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», то можем прочитать: «В пять часов утра, как всегда, пробило подъем – молотком об рельс у штабного барака. Перерывистый звон слабо прошел сквозь стекла, намерзшие в два пальца, и скоро затих».

До сих пор на некоторых спортивных площадках (например, в боксе) о начале и окончании раунда извещает удар судьи в гонг, а об окончании торгов на аукционе – удар деревянного молотка.

Когда появилось огнестрельное оружие, его тоже стали использовать для подачи звуковых сигналов. Еще совсем недавно пушечный выстрел входил в число звуковых сигналов, подававшихся во флоте. Подобный выстрел со стены Петропавловской крепости и сейчас сообщает о насту-плении полудня в Петербурге. До сих пор на спортивных соревнованиях сигнал о начале забега подается из специального стартового пистолета.

Скорость звука около 330 м/с, но уже на расстоянии нескольких сот метров звук угасает.

«Только очень сильные звуки, как, например, вой сирены, раскаты грома, звуки артиллерийских выстрелов слышны на сравнительно большом расстоянии до 10–20 км, а иногда и больше».

1.3. Визуальные средства связи

Еще в древности наряду со звуковыми возникли визуальные средства передачи информации.

К простейшим визуальным средствам прежде всего относятся позы, мимика, жесты, которые широко использовал первобытный человек и которыми мы пользуемся сейчас.

С помощью мимики человек выражает или, наоборот, скрывает свои чувства. Мимика – важнейшее средство выражения в театральном и вообще сценическом искусстве.

Жесты как средство передачи информации используются в языке глухонемых. Система жестов существует в армии. Прикладывая руку к шапке, военные приветствуют друга («отдают честь»). С помощью «языка» жестов дирижер управляет такими сложными коллективами как музыкальный оркестр или хор.

Кто-то подсчитал, что с помощью рук можно производить несколько тысяч разнообразных движений.

Поднимая на охоте руку, старейшина давал знак «внимание», делая взмах рукой, отдавал команду начать действия.

Подобную роль играет шлагбаум. Если он поднят – это означает: путь открыт, если опущен – путь закрыт.

Когда началось строительство железных дорог, появились не только шлагбаумы на переездах, но и подобные же устройства – семафоры – вдоль железнодорожного полотна. С их помощью отдавались команды для машинистов паровозов .

До тех пор пока по дорогам передвигались пешком, верхом на лошадях, на телегах и в каретах, дорожное движение никто не регулировал. Единственный указатель, который размещали вдоль дорог – это столбы, позволявшие определять расстояние. В нашей стране они долгое время назывались верстовыми.

Ситуация на дорогах изменилась, когда был изобретен автомобиль.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map