Уч.пособие ТГТУ



О.А.ПУГИНА

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ

Тгту пугина

Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный технический университет»

О.А. Пугина

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ

Утверждено Ученым советом университета

в качестве учебного пособия для студентов, магистрантов

обучающихся по направлению 030900 «Юриспруденция»

(профиль «Юриспруденция в сфере энергетики»),

аспирантов и преподавателей вузов

Тамбов

Издательство ФГБОУ ВПО «ТГТУ»

2014

Рецензенты:

Кандидат юридических наук, доцент кафедры Гражданское право и процесс ФГБОУ ВПО ТГТУ

Л.В. Воробьева

Кандидат юридических наук, начальник юридического отдела Управления сельского хозяйства по Тамбовской области

Т.А. Горюнова

Пугина О.А.

Организационно-правовая структура электроэнергетики в России: учебное пособие/О.А. Пугина. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2014. -150с. – 100 экз.

В учебном пособии рассматриваются общие положения российской модели энергетического права, кратко характеризуются его основные институты, опосредующие правовые отношения в сфере электроэнергетики; подробно излагается структура государственного управления и рыночные механизмы функционирования.

Пособие позволяет реализовать компетентностный подход по изучению состава, структуры и тенденций развития правового регулирования отношений в электроэнергетической отрасли, помогает осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); овладевать навыками подготовки юридических документов (ПК-7). Прививает навыки составления договоров между производителями и потребителями электроэнергии; развивает умение решать энергетические споры в досудебном и судебном порядках

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению 030501.65 «Юриспруденция» (профиль «Юриспруденция в сфере энергетики»), магистрантов, аспирантов и преподавателей вузов, а также для читателей, имеющих устойчивый интерес к развитию электроэнергетики в России.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………4

1.ВВЕДЕНИЕ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО…………………………….6

1.1.Энергетическое право как комплексная отрасль права…………………………………………………………………………….6

1.2. Субъекты электроэнергетики как участники энергетических отношений

……………………………………………………………………………………19

1.3. Источники правового регулирования в сфере электроэнергетики……34

1.4.Государственно-правовое управление электроэнергетикой

в России…………………………………………………………………………48

2.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В РФ………………………………………………56

2.1.Правовые основы оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике………………………………………………………………56

2.2.Правовые основы функционирования оптового и розничного рынка электроэнергии и мощности………………………………………………………68

2.3.Проблемы реформирования электроэнергетики в РФ………………….87

2.4.Процессуальные особенности разрешения споров в сфере электроэнергетики……………………………………………………………..104

2.5.Энергетическая безопасность как составляющая национальной безопасности России……………………………………………………………………………………..125

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….143

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..145

ВВЕДЕНИЕ

Выход вопросов энергетики на первый план в наши дни стал, по общему признанию, глобальной тенденцией, характерной для мировой экономики в целом, ибо энергия — это фундамент индустриального общества, неотъемлемая, составная часть его жизнедеятельности. Энергия — одна из основ мироздания, ключевой фактор жизни Земли и Человечества. Устойчивое развитие энергетики входит в число наиболее важных, ключевых проблем мировой экономики XXI в., и неудивительно, что интерес политических и деловых кругов всех стран неизменно прикован к ситуации, складывающейся в энергетической сфере. В контексте противоречивой и слабо прогнозируемой ситуации на рынке углеводородного сырья вопросы ресурсного потенциала, ценообразования, стабильности поставок энергоносителей входят в обязательный набор повестки дня целого ряда переговоров, в том числе и на высшем и высоком уровне.

Особая ответственность за судьбу мировой экономики ложится на Российскую Федерацию, активно участвующую в международном энергетическом сотрудничестве и вносящую тем самым весомый вклад в обеспечение глобальной энергетической безопасности. В настоящее время наша страна производит 10,5% мировой первичной энергии и экспортирует около половины произведенных энергоносителей. Географическое положение, энергетический потенциал и наличие мощной нефтегазотранспортной системы позволяют России развивать сотрудничество как с традиционными партнерами на Западе, так и со странами Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона, а также с США и Канадой. Важно, что долгосрочная энергетическая политика Российской Федерации остается достаточно устойчивой и предсказуемой.

 Продуктом энергетики являются энергия и энергетические услуги, определяющие качество нашей жизни. В условиях рыночной экономики они приобретают свойства товара. Ключевые понятия энергетики вовлечены в правовой лексикон, используются в нормативно-правовых актах всех уровней, в юридической, научной, научно-практической литературе, повседневной правоприменительной деятельности, в том числе в судебной практике. Это свидетельствует о том, что энергия, прежде всего,электрическая энергия, тепловая энергия с самого начала их активного использования изучаются не только физиками, но и юристами, которые задавались вопросом: что же представляет собой энергия с точки зрения права.

Пособие позволяет реализовать компетентностный подход по изучению состава, структуры и тенденций развития правового регулирования отношений в электроэнергетической отрасли, помогает осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2); обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3); принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4); юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6); овладевать навыками подготовки юридических документов (ПК-7). Прививает навыки составления договоров между производителями и потребителями электроэнергии; развивает умение решать энергетические споры в досудебном и судебном порядках

1.ВВЕДЕНИЕ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ПРАВО

1.1. Энергетическое право как комплексная отрасль права

Понятие, предмет и метод энергетического права

В настоящее время преждевременно говорить об окончательно сформировавшейся системе знаний на уровне учения об энергетическом праве. Вместе с тем, в праве, как в теории, так и особенно на практике, уже имеются не только предпосылки, но и четко обозначенные цели, тенденции и, главное, потребности и возможные результаты создания такого учения, как внутри страны, так и на международной арене. В этом плане заслуживают всяческого внимания и поддержки позиции ведущих ученых не только России, но и стран Содружества Независимых Государств, развитых государств всего земного шара, научно обосновывающих и последовательно отстаивающих наличие в системе права комплексной интегрированной отрасли права — права энергетического.

Энергетическое право представляет собой систему правовых норм, которые регулируют отношения, возникающие в ходе и в связи с осуществлением экономической деятельности в сфере энергетики.

В. Ф. Яковлев отмечает: «Энергетические право – это реальность. Другое дело, какой смысл мы вкладываем в этот термин. Что это – отрасль права или подотрасль законодательства? Думаю, мы можем употребить это словосочетание аналогично тому, как мы говорим о сельскохозяйственном, промышленном, транспортном праве и т. д. Действительно, речь идет о совокупности норм, законодательных актов, источников права, обеспечивающих регулирование этой важнейшей отрасли экономики». В свою очередь, П. Г. Лахно рассматривает энергетическое право в качестве подотрасли предпринимательского права. В. Ф. Попондопуло полагает, что энергетическое право как один из институтов гражданского права регулирует «имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения между лицами, осуществляющими деятельность в сфере энергетики, или с их участием (энергетические отношения), основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников». В то же время О. А. Городов указывает на то, что энергетическое право, как комплексная отрасль, объединяющая в предметной области множество групп отношений, складывающихся в сфере энергетики, тесно взаимодействует с профилирующими и специальными отраслями права, и, прежде всего, с гражданским и административным правом. Исходя из этого, «энергетическое право – это система правовых норм, регулирующих на комплексной основе дозволений, запретов и обязываний область общественных отношений, складывающихся в связи с производством, преобразованием, передачей, продажей, использованием различных видов энергетических ресурсов, их сбережением, а также обеспечением энергетической безопасности» .

В отечественной правовой науке были выдвинуты и сформулированы:

— общая теория и методология энергетического права;

— теоретические понятия и концепции правовых аспектов базовых категорий: энергии, энергетики, особенности правового регулирования предпринимательской деятельности в энергетической сфере (энергетического бизнеса);

— выделены подотрасли энергетического права: правовое регулирование отношений в области генерации, передачи, распределения и потребления электрической энергии;

-правовое регулирование отношений в области нефтяной и газовой промышленности — нефтегазовая отрасль;

-правовое регулирование отношений в области ядерной (атомной) энергетики;

— правовое регулирование в угольной отрасли;

-правовые аспекты использования возобновляемых источников энергии;

-правовое регулирование повышения энергетической эффективности и энергосбережения;

— энергетическое право Европейского Союза, отдельных его стран;

— развитых стран различных регионов земного шара;

-международное энергетическое право.

Таким образом, на сегодняшний день реальностью является то, что существует и развивается комплексная интегрированная отрасль права,

предметом регулирования которой являются комплекс общественных отношений в сфере организации и функционировании ТЭК (топливно-энергетического комплекса), которые отличаются

1)однородностью, устойчивостью, повторяемостью;

2) государство и общество заинтересовано в придании этим общественным отношениям правовой формы, охране и защите их;

3) отличаются способностью к внешнему контролю – судебному, административному со стороны государства.

Методом правового регулирования, позволяющим определить правовое положение субъектов; порядок возникновения субъективных прав и юридических обязанностей; средств обеспечения их; характер санкций является как императивный, так и диспозитивный.

Императивный (властный, авторитарный) метод основан на подчиненности субъектов общественных отношений; содержит точные предписания о поведении, действиях субъектов, то есть не представляет возможности выбора варианта поведения: содержит карательные санкции. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права, с которым непосредственно взаимосвязано и энергетическое право.

Диспозитивный (автономный) метод предполагает равенство субъектов, возможность выбора варианта поведения или действия в пределах нормы права. Этот метод присущ гражданскому праву, с которым также взаимосвязано энергетическое право в процессе рыночных правовых отношений.

Место энергетического права среди других отраслей права.

Регулирование отношений в области энергетики обеспечивают все отрасли права, прежде всего, конституционное право. Конституция РФ устанавливает, что юридическое регулирование в этой сфере должно сочетать в себе подходы, присущие публичному и частному праву (ст. 9, 36; п. «и» ст. 71 Конституции РФ). Исходя из этого, правовое регулирование обеспечивают Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, а также таможенное законодательство Таможенного союза; Кодекс об административных правонарушениях; УК РФ. Все эти федеральные законы относятся всецело к системе публичного права. В сфере частного права огромна роль Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ. Взаимосвязь публичных и частных начал в регулировании общественных отношений, складывающихся в сфере энергетики, свидетельствует не только о разносторонности правового регулирования этих отношений.

Таким образом, применительно к энергетическому праву юридические нормы, входящие в комплексные образования, остаются по своим исходным моментам в главной структуре, в основных отраслях, и на них распространяются общие положения соответствующих основных отраслей. Во вторичную структуру они входят все время, будучи нормами, например, гражданского, уголовного, административного, трудового права. Так, например, согласно ст. 2 Федерального закона «Об электроэнергетике», законодательство РФ об электроэнергетике основывается на Конституции РФ и состоит из ГК РФ, настоящего Федерального закона и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами. Исходя из этого, энергетическое право рассматривается как специальная часть публичного права.

Таким образом, с институциональной точки зрения энергетическое право имеет все основания занимать самостоятельное место в качестве комплексной отрасли в рамках российской правовой системы. Нормы, присущие энергетическому праву, регулируют специфические группы отношений в сфере энергетики, составляющие обособленный, но тесно взаимосвязанный с иными отраслями права предмет регулирования. Это касается как гражданско-правового аспекта общественных отношений, связанных с энергетическим ресурсом в форме товара, так и с административно-правовым регулированием общественных отношений в энергетической сфере.

Достаточно сказать, что к административным правонарушениям в энергетике (гл. 9 КоАП РФ) отнесены, в частности, повреждение электрических сетей (ст. 9.7 КоАП РФ); нарушение правил охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт (ст. 9.8 КоАП РФ); ввод в эксплуатацию топливо- и энергопотребляющих объектов без разрешения соответствующих органов (ст. 9.9 КоАП РФ); повреждение тепловых сетей, топливопроводов, совершенное по неосторожности (ст. 9.10 КоАП РФ); нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки (ст. 9.11 КоАП РФ); непроизводительное расходование энергетических ресурсов (ст. 9.12 КоАП РФ).

Кроме того, энергетическое право связано с административным посредством правил, содержащихся в законодательстве о ценообразовании. Так, согласно ст. 6 Федерального закона от 14 апреля 1995 No 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, которые могут увеличивать тарифы в рамках, установленных соответствующим органом исполнительной власти субъекта РФ.

Принципы энергетического права.

Принципы права — основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и функционирование.

Действующие принципы позволяют более точно определить тенденции развития законодательства, уяснить смысл юридических актов, объединить нормы в непротиворечивую систему и стабилизировать конкретные правоотношения, восполнить пробелы в праве и в некоторой совокупности выступить дополнительным критерием при дифференциации отраслей права. Принципы делятся на общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

Общеправовые принципы:

принцип демократизма — выражается в законодательном предоставлении возможностей широким слоям населения принимать участие в обсуждении и принятии нормативных актов, влиять на содержание и практику применения уже действующих, реально использовать все формы представительной и непосредственной демократии;

принцип гуманизма — заключается в том, что право закрепляет такие отношения между обществом, государством и индивидом, которые основаны на человеколюбии, уважении личности, создании всех условий для ее нормального существования и развития, приоритетности прав и свобод человека (ст. 21 Конституции РФ). Однако, на наш взгляд, гуманизм не ограничивается объявлением человека высшей ценностью. Подлинный гуманизм предполагает доброе и бережное отношение не только к человеку, но и к животному миру, окружающей действительности в целом. Без этого не будет и полноценной ответственной личности. Гуманизм — это не только уважительное отношение к отдельному человеку, но и человечеству в целом. Он состоит не только в предоставлении прав, но и в возложении обязанностей;

принцип законности — означает, что все субъекты общественных отношений — государство, его органы, должностные лица, организации и граждане должны точно и неуклонно соблюдать законы и подзаконные акты, которые, в свою очередь, должны не противоречить друг другу, обеспечивая верховенство закона, соответствовать конституции и объективным закономерностям общественного развития (ст. 15 Конституции РФ);

принцип равноправия — выражается в законодательном закреплении равенства всех граждан независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения. Они должны иметь равные общегражданские права и обязанности, в одинаковой степени отвечать перед законом (ст. 19 Конституции РФ);

принцип справедливости — заключается в том, что при регулировании отношений преимущественно используются средства убеждения в необходимости определенного поведения, при правонарушении поступок человека оценивается в соответствии с моральными воззрениями большинства членов общества, а мера наказания — в соответствии с характером содеянного;

 принцип единства прав и обязанностей — состоит в направлении поведения участников регулируемых отношений, с помощью детально сбалансированных, взаимно корреспондирующих прав и обязанностей;

Межотраслевые принципы права:

Межотраслевые — исходные положения, которые подчеркивают общность и специфику нескольких смежных отраслей права. А поскольку энергетическое право является комплексной отраслью, то в него интегрируются и принципы взаимодействующих отраслей:

из административного права

принцип субординации

из уголовного и административного права —

принцип личной ответственности;

из процессуальных отраслей права

принцип равенства всех субъектов права перед законом и судом

из уголовного права —

неотвратимость наказания;

индивидуализация наказания;

экономия уголовной репрессии (наказание должно быть не суровее, чем требуется для достижения его цели) и др.

Отраслевые принципы энергетического права

принцип недискриминации — это один из основных торгово-политических концептуальных принципов, на котором строятся торговые взаимоотношения в рамках мировой торговой системы. Этот принцип подразумевает, что одному государству предоставляются в экономической области на территории другого государства такие же условия, льготы и преимущества, которые предоставлены любому другому государству.

принцип государственного суверенитета над природными энергетическими ресурсами и исключения из него. Он основан на принципе государственного суверенитета над территорией и воздушным пространством. Страна имеет право предотвратить или отказаться от деятельности по дистанционному зондированию, которое осуществляется на его территории. Но также имеет право давать одобрение зондированию на природные ресурсы

принцип конкуренции — принцип оценки, предполагающий, усиление конкуренции и, следующее за ним, снижении средних доходов в случае, если получаемая прибыль становится больше дохода, направляемого на оплату факторов производства. Принцип конкуренции утверждает, что когда прибыль на рынке превышает уровень затрат, необходимых для оплаты факторов производства, конкуренция на данном рынке увеличивается, что приводит к снижению среднего уровня доходов. Когда на рынке появляется избыточная прибыль, это ведет за собой разрушительную конкуренцию. В то же время, разумная конкуренция способствует развитию рынка. Отсутствие конкуренции при монополизме должно учитываться при оценке как факт, находящийся за пределами определения рыночной стоимости.

принцип транзита означает  право на свободу транзита через территорию государства-участника международной торговой системы и на освобождение транзитных товаров от таможенных пошлин и транзитных сборов, право государства, не имеющего выхода к морю, на свободный доступ к морю в целях осуществления международной торговли; обязанность прибрежных государств предоставлять свободу транзита товарам, а также доступ к морским портам судам государства, не имеющего выхода к морю.

В статье 6 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» изложены общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики

1. Общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики являются:

обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации;

технологическое единство электроэнергетики;

обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики;

свобода экономической деятельности в сфере электроэнергетики и единство экономического пространства в сфере обращения электрической энергии с учетом ограничений, установленных федеральными законами;

соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии;

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 191-ФЗ)

использование рыночных отношений и конкуренции в качестве одного из основных инструментов формирования устойчивой системы удовлетворения спроса на электрическую энергию при условии обеспечения надлежащего качества и минимизации стоимости электрической энергии;

обеспечение недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере электроэнергетики, обеспечение государственного регулирования деятельности субъектов электроэнергетики, необходимого для реализации принципов, установленных настоящей статьей, при регламентации применения методов государственного регулирования, в том числе за счет установления их исчерпывающего перечня;

содействие посредством мер, предусмотренных федеральными законами, развитию российского энергетического машиностроения и приборостроения, электротехнической промышленности и связанных с ними сфер услуг;

обеспечение экономически обоснованной доходности инвестированного капитала, используемого при осуществлении субъектами электроэнергетики видов деятельности, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов) (далее — регулируемый вид деятельности);

(в ред. Федерального закона от 26.07.2010 N 187-ФЗ)

обеспечение экологической безопасности электроэнергетики;

(абзац введен Федеральным законом от 04.11.2007 N 250-ФЗ)

экономическая обоснованность оплаты мощности генерирующих объектов поставщиков в части обеспечения ими выработки электрической и тепловой энергии.

(абзац введен Федеральным законом от 04.11.2007 N 250-ФЗ)

2. Государственная политика в сфере электроэнергетики направлена на обеспечение соблюдения общих принципов организации экономических отношений в сфере электроэнергетики, установленных настоящим Федеральным законом.

Основные понятия в электроэнергетике

В соответствии с федеральным законом №35-ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003, в электроэнергетике используются следующие основные понятия:

электроэнергетика — отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения;

Единая энергетическая система России — совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;

генера́ция электроэне́ргии  — производство электроэнергии (электрического напряжения и тока) посредством преобразования её из других видов энергии с помощью специальных технических устройств.

Для генерации электроэнергии используют:

Электрический генератор — электрическую машину, в которой механическая работа преобразуется в электрическую энергию.

солнечную батарею или фотоэлемент — электронный прибор, который преобразует энергию электромагнитного излучения, в основном светового диапазона, в электрическую энергию.

Химические источники тока — преобразование части химической энергии в электрическую, посредством химической реакции

Радиоизотопные источники электроэнергии;

потребители электрической энергии — лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд; Энергия является синонимом работы.

потребители мощности — лица, приобретающие мощность, в том числе для собственных бытовых и (или) производственных нужд и (или) для последующей продажи; лица, реализующие электрическую энергию на розничных рынках; лица, реализующие электрическую энергию на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств;

электри́ческая мо́щность — физическая величина, характеризующая скорость передачи или преобразования электрической энергии.

оптовый рынок электрической энергии и мощности (далее — оптовый рынок) — сфера обращения особых товаров — электрической энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии и мощности, а также иных лиц, получивших статус субъекта оптового рынка и действующих на основе правил оптового рынка, утверждаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом Правительством Российской Федерации. Критерии отнесения производителей и покупателей электрической энергии к категории крупных производителей и крупных покупателей устанавливаются Правительством Российской Федерации;

субъекты оптового рынка — юридические лица, получившие в установленном настоящим Федеральным законом порядке право участвовать в отношениях, связанных с обращением электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке, в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации правилами оптового рынка;

розничные рынки электрической энергии (далее — розничные рынки) — сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии;

объекты электросетевого хозяйства — линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование;

услуги по передаче электрической энергии — комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями;

оперативно-технологическое управление — комплекс мер по управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, если эти объекты и устройства не включены субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в перечень объектов, в отношении которых осуществляется выдача оперативных диспетчерских команд и распоряжений;

оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике — комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, если эти объекты и устройства влияют на электроэнергетический режим работы энергетической системы и включены соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в перечень объектов, подлежащих такому управлению;

услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике  оперативно-диспетчерское управление, осуществляемое в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих обязательным требованиям;

энергосбытовые организации — организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии;

Энергетическое право как наука и учебная дисциплина

Как учебная дисциплина энергетическое право призвано обобщать основы научных знаний в области теории энергетического права, раскрывать особенности правовых норм и институтов энергетического сектора экономики, изучать практику применения указанных норм и институтов. Накопление эмпирических и теоретических знаний, появление новых нормативных правовых актов в сфере энергетики будут оказывать известное влияние на структуру и содержание энергетического права как учебной дисциплины и в целом на его место в российской правовой системе. 

Таким образом, комплексность энергетического права предполагает системное изучение и освоение его основных институтов. Энергетическое право как учебная дисциплина призвано обобщать основы научных знаний в области теории энергетического права, раскрывать особенности правовых норм и институтов, применяемых в сфере регламентации общественных отношений, складывающихся в энергетическом секторе экономики, изучать практику применения указанных норм и институтов, вооружать будущих специалистов необходимыми для самостоятельной работы знаниями и навыками. Ректор Московского института энергобезопасности и энергосбережения В. Д. Толмачев считает, что в современных условиях подготовки кадров для электроэнергетики необходимо создавать и внедрять такие учебные курсы и программы, в ходе изучения которых «специалисты понимают как законы физики, теплотехники, электротехники, так и законы бизнеса». Несомненно, деловая активность в сфере энергетического бизнеса без знания основ права и обширного предметного законодательства ограничена в своей эффективности.

На примере деятельности факультетов и кафедр МИЭЭ можно дать ряд рекомендаций. Во-первых, курс энергетического права должен основываться на логико-семантической группировке правового материала по смежным отраслям электроэнергетики. В данном случае речь идет о том, что студентам должны быть представлены и систематически раскрыты особенности правовых норм, правовых институтов, законодательных источников в таких сферах, как электроэнергетика, теплоэнергетика, энергосбережение, энергобезопасность. Во-вторых, курс энергетического права должен представлять научно непротиворечивое изложение предметной сферы как комплексной отрасли права, имеющей преимущественно материальный, а не процессуальный характер.

1.2. Субъекты электроэнергетики как участники энергетических отношений

Понятие субъектов в электроэнергетике

В соответствии с федеральным законом №35-ФЗ «Об электроэнергетике» от 26.03.2003,к субъектам электроэнергетики относятся лица (организации), осуществляющие:

— производство электрической, тепловой энергии и мощности;

-приобретение и продажу электрической энергии и мощности;

— энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии;

-оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

-сбыт электрической энергии (мощности);

-организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.

Функционирование энергосистемы Российской Федерации, основано на сочетании действующей под государственным контролем технологической и коммерческой инфраструктуры, с одной стороны, и взаимодействующих между собой, в конкурентной среде организаций, осуществляющих выработку и сбыт электроэнергии.

К организациям технологической инфраструктуры относятся:

-компания, управляющая единой национальной электрической сетью (ОАО «Федеральная сетевая компания»);

-организация, осуществляющая диспетчерское управление (ОАО «Системный оператор Единой энергетический системы»);

-межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК).

В коммерческую инфраструктуру входит ОАО «Администратор торговой системы» и его дочерняя организация ОАО «Центр финансовых расчетов». Деятельность инфраструктурных организаций, в том числе ценообразование и условия взаимодействия с контрагентами, подлежит государственному регулированию.

Реорганизация ОАО РАО «ЕЭС России» стало логичным завершением реформирования электроэнергетики и создания новой демонополизированной структуры отрасли. В условиях развития конкурентных отношений между новыми самостоятельными участниками рынка электроэнергии ОАО РАО «ЕЭС России» прекратило свою деятельность в качестве «государственной монополии».

Генерирующие компании осуществляют выработку и реализацию электроэнергии на оптовом или розничных рынках сбытовым организациям либо крупным конечным потребителям – участникам оптового рынка. Сбытовые организации приобретают электроэнергию на оптовом и розничных рынках и продают ее конечным потребителям. Купля и продажа электроэнергии и мощности генерирующими компаниями, сбытовыми организациями, сетевыми организациями и крупными потребителями-участниками оптового рынка электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии установленными Постановлением Правительства Российской Федерации №643 от 24.10.2003 «Правилами работы оптового рынка электроэнергии и мощности» и Договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии и мощности. Подписание Договора о присоединении и вступление в саморегулируемую организацию участников оптового рынка электроэнергии и мощности (Некоммерческое партнерство «Совет рынка») является обязательным условием участия в купле-продаже электроэнергии и мощности на оптовом рынке.

В соответствии с федеральным законом №36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об электроэнергетике»» совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики (2011 год) группам лиц и аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается.

Таким образом, совмещение в пределах одной ценовой зоны естественно-монопольных видов деятельности с конкурентными не допускается, в то же время в конкурентных видах деятельности объединение разных видов деятельности возможно (например, генерирующая компания может владеть сбытовыми организациями, но не может владеть сетями).

Естественная монополия — официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Так, естественная монополия возникает в тех областях, где действует авторское право, ибо автор является монополистом по закону. С другой стороны, в интересах государства выгодно иметь единые трубопроводные, энергетические сети, железнодорожные магистрали. Государственная монополия возникает также в тех сферах, где ее наличие обусловлено соображениями общественной безопасности.

Аффили́рованное лицо́ — физическое или юридическое лицо, способное оказывать влияние на деятельность юридических и/или физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Вместе с тем на территориях, не объединенных в ценовые зоны, где условий для создания конкурентного рынка электроэнергии и мощности пока не создано (неценовые зоны и изолированные энергосистемы Дальнего Востока и Севера России) ограничений на совмещение видов деятельности нет, при этом реализация электроэнергии и мощности осуществляется только по устанавливаемым ФСТ тарифам.

Так, в холдинг ОАО «РАО Энергетические системы Востока», действующий на территории Дальневосточного федерального округа, входят генерирующие, сбытовые и сетевые компании. По регулируемым ценам (тарифам) поставляется электроэнергия также в Архангельской и Калининградской областях, Республике Коми, а также (с 2010 года) в республиках Северного Кавказа.

Субъекты естественных монополий в сфере электроэнергетики

Субъекты технологической инфраструктуры, действующие под государственным контролем

Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 г. № 526, 25 июня 2002 г. было создано ОАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (ФСК), как 100% дочернее зависимое общество ОАО РАО «ЕЭС России». Функции ФСК — управление единой национальной электрической сетью. 12 июля 2013 года, Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы ФСК ЕЭС вошла в тройку лучших компаний средней капитализации. Уставный капитал ОАО «ФСК ЕЭС» составляет 127 млрд. руб. В его оплату РАО «ЕЭС России» внесло денежные средства, а также электросетевой комплекс, принадлежавший ОАО РАО «ЕЭС России», включающий 140 подстанций, линии электропередачи протяженностью более 44 тыс. км., производственные базы, системы технологического управления. Помимо сетевых объектов, принадлежащих холдингу РАО «ЕЭС России», под контроль ФСК переданы также магистральные сети региональных энергокомпаний (АО-энерго), относящиеся (согласно постановлению Правительства РФ от 21.12.2001 г. №881) к единой национальной (общероссийской) электрической сети.

Инфраструктурные компании

Инфраструктуру отрасли и рынка электроэнергии образуют:

-системный оператор — ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС»;

-магистральные электрические сети, объединяемые в Межрегиональные магистральные сетевые компании, контролируемые Федеральной сетевой компанией;

-распределительные сети, объединяемые в Межрегиональные распределительные сетевые компании;

-оператор рынка – НП «Администратор торговой системы.»

ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» (Системный оператор — Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы)

ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» («Системный оператор — Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системы») – компания, выполняющая функции Системного оператора (СО) Единой энергосистемы России.

Деятельность по оперативно-диспетчерскому управлению, осуществляемая Системным оператором, считается естественно-монопольной и регулируется в соответствии с законодательством о естественных монополиях, а также статьями 20 и 25 закона «Об электроэнергетике». Функции Системного оператора определены в статье 14 п.1 закона «Об электроэнергетике«.

ОАО «СО-ЦДУ ЕЭС» создано 17 июля 2002 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 г. №526 «О реформировании электроэнергетики РФ». Единственным учредителем компании выступило РАО «ЕЭС России». Доля Российской Федерации в уставном капитале Системного оператора в период реформы составляет порядка 52%, что соответствует требованию закона «Об электроэнергетике». В итоге реформирования РАО «ЕЭС России», согласно тому же закону, эта доля должна возрасти минимум до 75% плюс одна голосующая акция, что обеспечит государству квалифицированное большинство голосов в этой компании. В 2006 году Системный оператор выделен из РАО «ЕЭС России» в самостоятельную компанию, владеющую всей «вертикалью» оперативно-диспетчерского управления, включая региональные диспетчерские управления (РДУ), которые до реформы находились в собственности АО-энерго.

Системный оператор осуществляет свою деятельность под контролем уполномоченного Правительством федерального органа исполнительной власти и во взаимодействии с рыночным оператором.

Межрегиональные магистральные сетевые компании (ММСК)

Формирование ММСК также началось на федеральном уровне. 29 декабря 2003 г. было подписано распоряжение Правительства №1939-р о создании семи межрегиональных магистральных сетевых компаний (ММСК): «ММСК «Центр», -«ММСК «Северо-Запад», -«ММСК «Волга», -«ММСК «Юг», -«ММСК «Урал», -«ММСК «Сибирь», -«ММСК «Восток»



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map