УИРС пособие(2)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

В Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(ИСО и П (ФИЛИАЛ) ДГТУ)

Ж.В. Горностаева, А.И. Пахомова

Учебно-исследовательская работа студента (по профилю)

учебно-методическое пособие для студентов

по направлению 100100.62 «Сервис» для всех форм обучения

Шахты 2013 г.

Составители:

к.э.н., профессор, зав. кафедрой «Сервис» ИСОиП (филиал) ДГТУ

Ж.В. Горностаева

к.э.н., ст. преподаватель кафедры «Сервис» ИСОиП (филиал) ДГТУ

А.И. Пахомова

Рецензенты:

д.э.н., профессор Северо-Кавказского

Н.В. Лазарева

д.э.н., профессор кафедры «Организация производства и управления» ИСОиП (ф-л) ДГТУ

М.В. Россинская

Учебно-исследовательская работа студента (по профилю): учебно-методическое пособие / Ж.В. Горностаева, А.И. Пахомова. — Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2013. – с.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной и заочной формы обучения направления 100100.62 «Сервис», а также для преподавателей ведущих лекционные и практические занятия.

В учебно-методическом пособии коротко изложены основное содержание дисциплины, задания к практическим занятиям, а также методические рекомендации к выполнению курсовой работы.

При составлении данной разработки автор учитывал апробированный опыт последних лет преподавания данной дисциплины в вузе.

©Институт сферы обслуживание и

предпринимательства (филиал) ДГТУ, 2013

© Ж.В. Горностаева, А.И. Пахомова, 2013

Содержание

Введение4

1. Основное содержание дисциплины «Учебно-исследовательская работа студента (по профилю)»6

2. Задания для практических заданий по дисциплине8

4. Методические рекомендации к выполнению курсовой работы по дисциплине18

5. Контроль освоения дисциплины20

Библиографический список23

глоссарий25

Приложение А45

Приложение Б46

Приложение В49

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Учебно-исследовательская работа студента (по профилю)» включает изучение различных методов при разработке и выбора критериев для сервисной организации управленческих решений, а также практическое использование этих критериев с учетом конкретных условий деятельности организации.

Учебно-методическое пособие содержит учебную программу дисциплины, в содержание которой включены вопросы по организации и проведению научного исследования в сфере услуг.

Лекционные и практические занятия включают в себя упражнения и практические задания, направленные на формирование исследовательских умений и навыков, развитие абстрактно-логического и теоретического мышления, способность к методологической рефлексии.

Учебно-методические материалы по подготовке практических занятий, содержат планы проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем, задания для самостоятельной работы, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, список основной и дополнительной литературы с указанием конкретных страниц, поэтому очень важно строго придерживаться методических рекомендаций, с целью своевременного выполнения заданий по дисциплине и получения целостного представления о методике педагогического исследования.

Серия лекционных и практических занятий посвящены подготовке студентов к выполнению ими курсовых работ и выпускной квалификационной работы: они постигают общую логику исследования, учатся формулировать цели и задачи исследования, определять его объект и предмет, осознанно выстраивать его методику, грамотно оформлять список литературы в соответствии с установленными требованиями, проводить библиографический поиск с применением каталогов и научно-справочного аппарата книг, находить ошибки и корректировать научные тексты. Назначение предлагаемых студентам заданий состоит не столько в усвоении конкретного учебного материала, сколько в освоении способов учебной работы, определенной деятельности.

Прежде чем приступить к выполнению заданий для самоконтроля, студентам необходимо изучить рекомендуемую по каждой теме литературу и повторить содержание лекций. Общий список учебной, учебно-методической и научной литературы представлен в отдельном разделе пособия.

Кроме того, в процессе освоения дисциплины необходимо постоянно обращаться к педагогическим словарям и справочникам. В связи с ограниченным объёмом данное пособие включает базовый терминологический словарь. Советуем обратиться дополнительно к педагогическим словарям и энциклопедиям, помещённых в списках основной и дополнительной литературы в конце учебно-методического комплекса.

Стоит отметить, что студент, глубоко освоивший методологию, технологию, методы, технику учебно-научного педагогического исследования, приложивший эти знаний к курсовой или дипломной работе, сумеет грамотно, профессионально выполнять исследовательскую педагогическую работу и в своей профессиональной педагогической деятельности.

Обратите также внимание на приложение, материалы которого помогут студентам, аспирантам, учителям-исследователям провести самооценку уровней готовности к научно-педагогическому исследованию, а также проверить наличие этой готовности у педагогов, приступающих к проведению научно-педагогическому исследованию.

Итоговой формой контроля, подводящей изучение спецкурса к логическому завершению, предполагается выполнение студентами своего исследования, написание научно-исследовательской работы и последующее выступление студентов на семинаре, лекции или научно-практической конференции.

1. Основное содержание дисциплины «Учебно-исследовательская работа студента (по профилю)»

Содержание учебно-исследовательской работы обуславливается рабочей программой учебной дисциплины и выполняется в обязательном порядке каждым студентом под руководством преподавателя, ведущего лекционные, семинарские, практические, лабораторные занятия, осуществляющего руководство педагогической практикой, выполнением курсовых и выпускных квалификационных работ.

В процессе выполнения учебных исследований студенты учатся пользоваться методами и методиками исследования, применять свои знания при решении конкретных задач исследовательского характера.

Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения. Они традиционно входят в арсенал методов, применяемых педагогами, но современная ситуация требует не простого фрагментарного использования исследовательских методов, а их доминирования в образовательной практике над репродуктивными методами.

Использование исследовательских методов обучения создаёт условия для овладения студентами логикой научного поиска. Специфика данной деятельности, отличающая её от традиционного обучения, состоит в том, что студент выступает в роли активного субъекта познавательного процесса. Механизм исследовательского обучения в кратком виде может быть выражен такой последовательностью: преподаватель ставит перед студентами проблему (либо подводит студентов к формулированию проблемы) и показывает на её примере образец научного познания.

В ходе решения проблемы он вскрывает логику научного знания, а студенты тщательно следят за ним, усваивая при этом новую для себя информацию и теоретически осваивая способы её получения. Особые методические приёмы позволяют достичь того, что предложенная задача превращается во внутреннюю проблему самого студента. Это, в свою очередь, создаёт предпосылки для анализа вариантов её решения, что само по себе является следующим этапом учебной работы и необходимым компонентом образовательной системы. Далее, в полном соответствии с логикой, необходима оценка достоинств каждого варианта решения. После этого обычно следует обобщение найденного и так далее. В наиболее полном развёрнутом виде такое обучение предполагает, что студент: выделяет и ставит проблему; предлагает возможные решения; делает выводы в соответствии с результатами проверки; применяет выводы к новым данным; делает обобщения.

Содержание такого обучения имеет ряд особенностей:

• учебные проблемы должны отвечать личным и профессиональным потребностям;

• ведущая роль педагога сохраняется, но у студентов должно оставаться ощущение, что проблема и способы её решения выбраны ими самостоятельно;

• избираемые студентами темы обычно выходят за рамки одной дисциплины;

• проблема должна соответствовать возрастным особенностям и профессиональной направленности;

• выбирая проблему, нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов – отсутствие литературы, необходимой исследовательской базы, невозможность собрать необходимые данные обычно приводит к поверхностному решению, порождает пустословие. Всё это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надёжных знаниях.

Основными формами представления исследовательской работы являются:

• выпускная квалификационная работа;

• курсовая работа;

• учебно-исследовательский проект;

• доклад;

• сообщение по теме;

• дневник педагогических наблюдений;

• алгоритм решения конкретной задачи;

• конструкция дидактического средства;

• аннотированный библиографический список;

• терминологический словарь;

• реферат;

• аннотация;

• план решения проблемы (простой или сложный).

Для обеспечения единства требований, предъявляемых к учебному исследованию и его результатам, в вузе разработаны регламентирующие положения; модель-циклограмма формирования информационно-методологической компетентности; методические рекомендации для студентов по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ, по написанию рефератов, по составлению аннотированных библиографических списков, терминологических словарей, сборники заданий исследовательского характера.

2. Задания для практических заданий по дисциплине

Раздел 1 «Основы научных исследований»

Практическое занятие «Понятие научного исследования»

Вопросы практического занятия:

1. Понятие науки и научного исследования.

2. Объект и предмет научного исследования.

3. Основные средства научного исследования.

4. Классификация научного исследования.

Доклады:

Общая методология научного познания и её требования

Роль научного мышления в исследовании и языка науки.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Роль методологии при исследовании сервисной деятельности

Практическое занятие «Типы и виды научных исследований»

Вопросы практического занятия:

Теоретические исследования (исторические и методологические).

Эмпирические исследования (экспериментальные, опытно-практические и др.).

Теоретико-эмпирические исследования (теоретико-экспериментальные, историко-методологические, опытно-теоретические).

Доклады:

Роль учебных практик и научно-учебных работ в накоплении студентом исследовательского опыта.

Вопросы для самостоятельной работы:

Принцип профессиональной подготовки в вузе – единство учебной и научной деятельности.

Практическое занятие «Формы представления результатов научного исследования»

Вопросы практического занятия:

Формы научного произведения (научный отчёт, научная статья, брошюра, монография, диссертация, автореферат)

Формы учебно-исследовательских работ (эссе, научный доклад, тезисы доклада, курсовая работа, дипломная работа)

Структура научного произведения

Доклады:

Язык и стиль научного текста

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Научный стиль речи и жанровая классификация научных произведений.

Практическое занятие «Структура учебно-исследовательских работ студента»

Вопросы практического занятия:

Теоретическое определение понятия, необходимости и проведения научно-исследовательской работы в высшей школе

Понятие текстового документа.

Требования к структурным элементам текстового документа.

Требования к оформлению текстового документа.

Иллюстративное (графическое) оформление текста

Задания:

1. Подобрать эмпирический материал, который выражен в статистических данных, и выразить его в форме таблицы. Разработать боковую и верхнюю головки таблицы, кратко обозначив те показатели, которые характеризуют эти статистические данные. Наполнить таблицу содержанием, осуществить интерпретацию таблицы, сделать основные выводы.

Доклады:

1. Формирование готовности студентов ВУЗа к деятельности средствами проблемного обучения.

Вопросы для самостоятельной работы:

Системный подход к научной работе в условиях ВУЗа.

Практическое занятие «Методы исследования в сфере сервиса»

Вопросы практического занятия:

1. Теоретические методы исследования.

2. Эмпирические методы исследования.

3. Зависимость методов исследования от его цели и задач.

Доклады:

1. Стратегия кейс-стади в исследовании в области сервиса.

Вопросы для самостоятельной работы:

Количественные и качественные методы анализа эмпирических данных: связь и принципиальное различие.

Практическое занятие «Портфолио как научное досье студента»

1. Методология создания портфолио

2. Оформление портфолио

3. Процедура защиты портфолио

4. Критерии оценки портфолио

Доклады:

1. История появления портфолио

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Портфолио исследователя и формирование на его базе итогового портфолио

Практическое занятие «Тематический реферат как учебно-исследовательская работа»

Вопросы для практической работы:

Понятие и цели тематического реферата как учебно-исследовательской формы

2. Методология создания реферата

3. Оформление реферата

4. Процедура защиты реферата

5. Критерии оценки реферата

Доклады:

Доклад как устный вариант реферирования

Сходство и отличие тематического реферата и доклада

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Рекомендации по подготовке к докладу.

Практическое занятие «Эссе как учебно-исследовательская работа»

Вопросы практического занятия:

1. Понятие и цели эссе как учебно-исследовательской формы

2. Методология создания эссе

3. Оформление эссе

4. Процедура защиты

5. Критерии оценки эссе

Доклады:

1. Сходство и отличие эссе и тематического реферата

Задания:

1. Составить эссе по проблемам сервиса.

Практическое занятие «Курсовая работа: композиционное построение и оформление»

Вопросы практического занятия:

1. Понятие, цели и структура курсовой работы.

2. Методология создания курсовой работы

3. Оформление курсовой работы

4. Процедура представления и защиты курсовой работы

5. Критерии оценки курсовой работы

Доклады:

1. Отличия курсовой работы от тематического реферата.

Задания:

1. Проанализировать последнюю курсовую работу и выявить какие требования к написанию и оформлению курсовых работ удалось / не удалось выполнить?

2. Составить список «неудач», обнаруженных в результате анализа курсовой работы. Этот список – своеобразная программа, которую можно реализовать в ходе выполнения следующих курсовых работ.

Раздел 2. «Виды и формы учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов вуза»

Практическое занятие «Выбор и формулировка темы научного исследования, обоснование ее актуальности»

Вопросы практического занятия:

Тема как форма предъявления содержания всей исследовательской работы.

Требования к выбору темы исследования.

Общие требования к формулированию темы исследования.

Взаимосвязь проблемы и противоречия с темой исследования



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map