Консультация_78246



Консультация для воспитателей.

«Развитие зрительно-пространственного и временного восприятия»

Нарушение зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений в школьном возрасте, может привести к оптической дислексии и дисграфии, при которой наблюдаются трудности усвоения зрительного образа букв, их замены, смешения букв в процессе чтения и письма

Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве. Базовой и наиболее естественной системой ориентации является схема тела.

Первым шагом должна стать «маркировка левой руки» ребенка. На нее можно надеть ленточку, часы, значок, браслет, таким образом, вы даете опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь представление о нем строится вначале от его собственного тела, а потом превращается в абстрактные пространственные представления.

Теперь ребенок знает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка». Читать, писать, рассматривать комиксы всегда следует от «красной тряпочки» — буква «Я» или цифра «9» головками повернуты к красной тряпочке, а «К» или «6» от нее отворачиваются. Но ведь есть еще верх (голова, бант, потолок, солнце), и низ (ноги, пол, земля трава, ботинки).

Освоение внешнего пространства

Важным этапом здесь является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства: нижней, средней, верхней.

«Движение в нижней зоне» — Пустыня. Дети вспоминают, какая погода в пустыне, кто там живет, что растет. Многие живут под землей. Ребенку необходимо обеспечить перемещаться как змея, переползать как скорпион, перекатываться, как перекати поле.

«Движение в средней зоне» — Царство животных. Каждый ребенок выбирает то животное, которое ему понравилось, превращается него, демонстрируя повадки. Лягушка, заяц, медведь, лиса, лошадь.

«Движения в верхней зоне» Царство птиц – синица, орел, лебедь и т.д.

Ориентировка в собственном теле

Дифференциация правой и левой частей тела (руки, ноги, глаза, уши), параллельно закрепляются названия – голень, бедра, щиколотка, кисть, ладонь, плечо.

Игры « Моя рука, твоя рука»,

«Назови части тела», «Определи след, какой ноги отпечатан на песке».

«Где же я сижу» — определи свое место: «Я сижу слева от Пети; справа от Маши, но левее Сережи; напротив…»

«Собираем урожай» — отбери только те, например, овощи, которые «лежат правее, чем капуста», «левее, чем морковь».

Ориентировка в малом пространстве (на столе, листе бумаги)

Игра «Муха», «Жук», «Поставь фигуру в угол» (нарисуй месяц в правом верхнее углу и др),

«Проведи линию» (например, из центра листа (ставим точку) проводим волнистую линию вверх, прямую – в левый нижний угол и т д).

«Соедини точки»

Зрительный гнозис

Силуэтные и контурные изображения предметов помогают развивать зрительно-пространственную ориентировку.

«Моя комната»

«Разрезные картинки», «Лоскуток», «Выбор недостающего фрагмента изображения», «Чего здесь не хватает?, что не дорисовал художник», «Загадочные рисунки» (Кто спрятался в лесу), «Что здесь изображено? (узнавание зашумленных, наложенных геометрических фигур, предметов), «Найди все предметы» (вразброс нарисовано большое количество простых предметов фигур, цифр, букв, найти и вычеркнуть все изображения одного вида)

Развитие восприятия графического изображения букв.

Приемы:

— узнавание и называние буквы;

— нахождение сходства графического изображения буквы с каким-либо предметом;

— поиск названной буквы среди других букв (в тексте);

— конструирование буквы из палочек (открытыми и закрытыми глазами)

— рисование буквы пальцем в воздухе и на столе;

— узнавание букв в условиях зашумления;

— распознавание букв, наложенных друг на друга;

— дифференциация правильно и зеркально написанных букв;

— называние и сравнение букв, сходных графически;

— узнавание букв при неполном их написании;

— распознавание букв разного шрифта;

— узнавание букв на ощупь. (Жохова, Лебедева)

«Конструирование предметов из заданных фигур». Копирование текста. Этот прием формирует память руки и эффективен при усвоении букв и цифр.

Ориентировка в большом пространстве (определение положения предметов относительно себя и друг друга, собственного тела относительно предмета).

Формирование начинается с введения в работу предлогов. Например, ребенку предлагается выполнить действие самому: «Встань перед, за, слева, справа, на, под». Задание: «Положи ручку..»

« Где лежит карандаш?».

«Зашифрованное задание» — ребенок должен прочитать послание по схеме, (стр. 16) придумать предложение и составить схему с заданным предлогом.

«Новоселье» — поселились лягушка под мышкой, зайчик – над лисичкой, мышка – под лисичкой.

Формирование пространственных представлений невозможно без усвоения сравнительных словесных конструкций.

«Синонимы и антонимы» — «большой — огромный», «близкий – далекий», «рядом – далеко — близко».

«Что было раньше?» (последовательность по картинкам)

«Чьи следы?»

Формирование временных представлений

Временные понятия связаны с отрезками времени: части суток, неделя, месяц, времена года и требуют достаточно хорошо развитого абстрактно-логического мышления. Они весьма сложны для восприятия и понимания детей.

«Часы» (стр.5);

«Неделя» (стр. 98, Логопед №2);

«Месяцы»;

«Времена года» (стр. 100-101, Логопед №2).

Буква М

Палочка и палочка

Между ними галочка,

И понятно сразу всем –

Получилась буква М;

Буква С

Полумесяц в небе темном

Буквой С повис над домом.

Буква Х

Х – забавная игрушка,

Деревянная вертушка,

Деревянная вертушка –

Ветру вольному подружка.

Буква Р

«Дрожу от страха до сих пор! –

Воскликнуло полено. –

Похожа буква на топор!

Расколет непременно!»

Буква Ы

Вот топор. Полено рядом.

Получилось то, что надо:

Получилась буква Ы

Все ее мы знать должны.

Буква Л

Алфавит продолжит наш

Буква Л – лесной шалаш.

Буква Н

Там я букву Н найду

Где гамак висит в саду.

Буква К

На прямую галочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит –

Буквой К на нас глядит.

Буква Й

Букву Й зовут И кратким,

Й как И в твоей тетрадке,

Чтобы Й не путать с И,

Сверху галочку пиши.

Буква Г

Г – головку наклонила

И направо повернула.

Буква В

В очень важная идет –

Вперед голова, вперед живот.

Буква Д

Буква Д как дом стоит,

Из трубы дымок валит.

Буква Б

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

Буква Ж

Эта буква широка

И похожа на жука,

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук

Буква Е

На дворе – такая жалость!

Наша лесенка сломалась;

Справа палочка сломалась,

Буква Е зато осталась.

Ь знак

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой, вот так,

Букву капелька смягчит –

Слово мягко прозвучит.

Буква Я

Влево смотрит буква Я

Голова большая,

На ногу правую встает,

Левая – идет вперед.

Буква Ю

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью,

Ой, смотри-ка, что случилось;

Получилась… буква Ю

Буква Ч

Да, вы правильно решили,

Ч мы пишем, как четыре,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Буква Э

Это – Э с открытым ртом.

И с большущим языком.




map