Кружок по духовно-патриотическому воспитанию как один из подходов к взаимодействию семь



Кружок по духовно-патриотическому воспитанию как один из подходов к взаимодействию семьи и ДОУ

            Автор: Геращенко  Юлия  Вячеславовна, воспитатель 2 квалификационной категории МДОУ д/с «Черёмушки»

Одним из новшеств современного воспитания рассматривается введение в  дошкольных учреждениях кружков по духовно патриотическому воспитанию. Актуальность данного введения обуславливается тем, что в обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми. В процессе работы кружка решаются задачи, связанные с формированием у детей знаний родной культуры и воспитанием у них гордости за свою культурную принадлежность, возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей в процесс приобщения детей к духовно-нравственным ценностям. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности. [2]

 Огромная роль в нравственном становлении личности дошкольника  отводится на принцип взаимодействия воспитателя и родителей. Без данного принципа просто не возможна работа в данном направлении.  Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Надо подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он       требует постоянных усилий воспитателей и   родителей, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей. Очень много нужно еще сделать в дошкольном возрасте  чтобы воспитывать в детях нравственное чувство, вести их к подлинной духовности. [1]

 Одним из методов воспитания данных качеств. является  метод работы со сказками. Воспитателю при руководстве чтением сказок необходимо, опираясь на специфику сказочного жанра, целенаправленно формировать у детей оптимальный объем умений, концентрирующих внимание детей на главном в “сказочном мире”, умение выделить при чтении и рассказывании сходные по идейному содержанию эпизоды с одним и тем же героем и определять их эмоциональный характер для развития у детей способности к сопереживанию, эмоциональной и образной памяти.   

 Основное внимание в выполнении кружковой работы уделяется работе с семьей. И предусмотрены такие формы работы с родителями:

-родительские собрания на духовно-нравственные темы;

-открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

-вечера вопросов и ответов;

-проведение совместных учебных мероприятий выставки, конкурсы рисунков и поделок;

 -анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

-индивидуальные консультации ;

-наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

-экскурсии;

-визиты домой;

-индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);

-совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

-помощь родителей детскому саду в подготовке праздников. [3]

 Важно  отметить, что перечисленные приемы нацеливают  на успешное решение задач воспитания. Применение этих методов возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Общеобразовательные учреждения по-прежнему остаются одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс .Семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности, является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

 Современные подходы к организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: общеобразовательными, музыкальными, спортивными школами, библиотеками и т.д.). Особое значение должно придаваться изучению условий воспитания детей в семье. Помимо вышеуказанных методов анкетирования и тестирования существует масса других способов изучения семьи, как групповых, так и индивидуальных. Самым распространенным является посещение. Таким образом, использование современных подходов в  взаимодействии дошкольного образовательного учреждения с семьей. способствует повышению эффективности работы с родителями.

Литература:

1. Бородина А.В. Культура и творчество в детском саду: программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. /А. В. Бородина. М.:Основы православной культуры,2008.

2.Гладких Л.П. Основы православной культуры; Мир-прекрасное творение: учебно-методическое пособие для педагогов детских садов/ Л.П.Гладких, В.П. Меньшиков. Курск,2008.

3. Евдокимова Н. В. Детский сад и семья: методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей/ Н.В. Евдокимова, Н.В.Додокина, Е.А.Кудрявцева. М: Мозаика-Синтез,2007.






map